МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №54"
п. Молодёжный, Тула
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Центре образования созданы условия для охраны здоровья обучающихся.

    Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

    • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
    • организацию питания обучающихся;
    • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
    • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
    • организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
    • прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
    • профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
    • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Центре;
    • профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Центре;
    • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

    Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения (ГУЗ "Детская инфекционная больница № 2 г. Тулы"» .

    Центр образования при реализации образовательных программ создаёт условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает:

    • текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
    • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
    • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
    • расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Центре в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
    • обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Центр образования, может быть также организовано на дому. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

    Порядок регламентации и оформления отношений Центра образования и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

             Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

             Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных уровнях образования заложена в учебных программах   дошкольного образования, а так же в следующие дисциплины: физическая культура, окружающий мир, биология и ОБЖ;

             В Центре осуществляется социально-педагогическое, логопедическое и психологическое сопровождение образовательного процесса.

            Инфраструктура Центра образования в соответствии с условиями здоровьесбережения обучающихся

    • состояние и содержание территории, здания и помещений Центра образования, а также их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
    • в Центре функционирует столовая, обучающиеся обеспечены горячим питанием. Предоставляется трехразовое питание, а также питание на льготной основе для отдельных категорий учащихся.
    • учебные кабинеты, спортивные сооружения оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
    • в учебных кабинетах, спортивных залах и других помещения для пребывания обучающихся выполняются санитарные правила естественной и искусственной освещенности, воздушно- теплового режима.

               Рациональная организация образовательного процесса

    • неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим учебы и отдыха: при составлении расписания учитывается предельно допустимая учебная нагрузка;.
    • в период пребывания детей в ГПД и дошкольных отделениях ежедневно проводятся прогулки на свежем воздухе.
    • большое внимание уделяется соблюдению норм двигательной активности при организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил: проводится пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика.
    • в своей профессиональной деятельности педагоги Центра образования учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности.
    • уделяется внимание соблюдению здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил
    • учет индивидуальных особенностей развития обучающихся осуществляется посредством распределения учащихся по группам здоровья на занятиях физкультурой, логопедических занятий, коррекционно-развивающих занятий, консультаций по предметам. Учащимся с ОВЗ  предоставлена возможность обучения на дому по медицинским показаниям.
    • осуществляется обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды осуществляется за счет создания доверительной обстановки на уроках, соблюдение оптимальной учебной нагрузки, проведение дополнительных консультаций по учебным предметам. Развитию познавательной мотивации способствует проведение предметных недель
    • созданы условия для физического и эстетического развития детей во второй половине дня. В Центре организовано 8 бесплатных кружков и секции различной направленности. Проводятся подвижные игры для учащихся 1 класса, занятия по футболу, карате.
    • педагогом-психологом и логопедом проводятся коррекционно-развивающие занятия.

    Систематически проводятся внеклассные мероприятия, способствующие формированию навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья.

     

    Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы

    • в образовательном процессе, на уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для обучающихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе.
    • на уроках систематически проводятся динамические паузы (физкульт. минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора.
    • мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности являются частью воспитательной работы. В деятельности учреждения запланированы дни здоровья, участие в спортивных  соревнованиях.

             Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни

    • большое внимание уделяется повышению квалификации педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников, здоровьесберегающих технологий
    • в библиотеке Центра образования имеется в наличии литература по  вопросам здорового и безопасного образа жизни.

              Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися

    • в рамках воспитательной работы проводятся конкурсы рисунков на тему: «Я выбираю здоровый образ жизни». Учащиеся Центра образования выступают на районных конкурсах по данной тематике. Классными руководителями на родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления ПАВ.
    • проводится  психологическое тестирование обучающихся на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. Проводится диагностика факторов риска приобщения к ПАВ обучающихся старших классов; диагностика выявления склонности к различным формам девиантного поведения.
    • осуществляется комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся для обучающихся в Центре организовано горячее питание: завтрак, обед, в соответствии с требованиями санитарных правил. Для детей, посещающих группу продлённого дня, дополнительно организован полдник. Ежедневно в  обеденном зале вывешивается меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:  специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,  специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,  специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,  предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    В основе работы с детьми ОВЗ в нашей школе лежит социальная адаптация, концепция равных возможностей для всех учащихся.

    Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

    групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);

    индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально;

    домашнее обучение – педагоги ходят заниматься к учащимся домой

    Меры поддержки

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребёнка, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей к самообслуживанию, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением.

    Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование).

    Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

    Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

    Перечислим  основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ.

    1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
    2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В следствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
    3. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
    4. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

    Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

    Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

    Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

    1. научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
    2. вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
    3. сформировать адекватную самооценку.

    Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

    1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.
    2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.
    3. Далее  на основе карт, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
    4. Составление плана работы специалистов школы с родителями детей с ОВЗ.
    5. Непосредственная работа с родителями. В неё входит:

    Различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.

    1. Беседы: коллективные и индивидуальные.

    Примерные темы бесед:

    1. Речевые нарушения и причины их возникновения.
    2. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
    3. Краткие советы родителям, имеющим детей с ЗПР.
    4. Что делать, если у ребенка плохая  память?
    5. Подвижные игры в системе коррекционной работы.
    6. Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома.
    7. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.
    8. Труд - важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.

    1. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
    2. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Мы вместе». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
    3. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
    4. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

    В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

    Такое сотрудничество  помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Объекты, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

    1. Наличие пандуса

    2. Доступ инвалидов и лиц с ОВЗ к ИКТ и ЭОР ( 1 этаж,МБОУ ЦО № 54, ул Центральная,д.10).   (ноутбуки с выходом в интернет)

    3. Специально оборудованный вход в столовую

    4. Медицинский кабинет на первом этаже

    5. Комната гигиены

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie